Муниципальное казенное образовательное учреждение
"Борская средняя школа"

п.Бор Туруханского района, Красноярского края

Назад

Проект

"Открытая школа - модель соуправления в условиях расширения общественного участия"

Существование любой системы предполагает ее периодическое изменение, обновление. Образование не является исключением и подчиняется тем же законам. С начала 21 века российская школа вступила в полосу обновления - модернизации, одной из задач которой является доступность и эффективность образования, рост его открытости для общественности.

В Законе РФ "Об образовании" сказано, что одним из принципов государственной политики в области образования является демократический, общественно-государственный характер управления образованием, а работникам учреждений образования, обучающимся и их родителям, предоставлено право на участие в управлении школой. Именно поэтому в образовательных учреждениях большое внимание уделяется вопросу повышения качества управления. Одна из главных задач - развитие институтов общественного участия в управлении, призванных взять на себя определенные управленческие функции и, более того, влиять на выработку и реализацию стратегии жизнедеятельности школы, стать органом стратегического управления школой.

В январе 2006 года в нашей школе создан Управляющий совет, работающий в рамках полномочий, обозначенных в Уставе школы. Однако на протяжении четырёх лет Управляющий совет работает только под давлением директора школы, большинство участников пассивны, в решении вопросов активности не проявляют и почти ничего сами не предлагают.

Так же безынициативны члены общешкольного родительского комитета. В большинстве случаев его заседания обеспечивают только обмен информацией между администрацией школы и родителями, при этом конструктивного диалога не происходит. Тем не менее, неудовлетворённость образовательным процессом в школе высказывается на классных родительских собраниях, при встречах с классными руководителями или педагогами, на круглых столах, но реально участвовать в разрешении спорных моментов и в управлении жизнеобеспечения школы не хотят.

С целью изменения ситуации с 2010 года внедрена ещё одна форма общественного управления школой: единые дни родительских собраний, дни открытых дверей, которые позволяют родителям вскрыть назревшие проблемы и обсудить пути их решений, посредством выстраивания диалога с педагогами и администрацией. Тем не менее, эти шаги оказались малоэффективными. Данные представленные в таблице подтверждает отсутствие положительной динамики участия родительского контингента в процессах управления школой.

 

Процент участия родителей

Апрель 2010

Ноябрь 2010

Апрель 2011

В дне открытых дверей (%)

11

23

8

В круглом столе (%)

4

7

3

Рассматривать процесс управления невозможно без определения активности в принятии общих управленческих решений каждым участником. Мы рассмотрели проявление активности школьников на примере деятельности Совета старшеклассников. На диаграмме видна ситуация нестабильности активности учащихся, за последние 5 лет: количество активно включённых в процесс управления школой варьируется от 6 до 8 человек (из 12) в течение трёх последних лет. Созданные условия для включения школьников среднего и старшего звена в управление в нашей школе за этот период не изменялись, тогда почему это произошло?

Детальный анализ деятельности Управляющего совета, общешкольного родительского комитета и органов школьного самоуправления вскрывает проблему "формального" участия в принятии управленческих решений, основанием которой является ряд причин возникших впоследствии изменений происходящих в обществе в целом, социального уклада жизни, организации образовательного и воспитательного процесса:

  • слабая мотивация общественности, родителей и школьников на управление процессами в школе;

  • отсутствие единства деятельности субъектов управления школой и их готовности к достижению общей цели;

  • не сформированность практических навыков в принятии управленческих решений (особенно у школьников на начальных этапах обучения: младший, средний возраст);

  • нет системного подхода в вовлечении родительской общественности, педагогов и школьников в соуправление (в классных и межгрупповых коллективах).

Исходя из этого, можно предположить, что направив усилия на ликвидацию названных причин, можно гарантировать рост активности родителей, педагогов, школьников в управлении школой.

Гипотеза:

Если в управлении школой станут принимать участие родители, общественность, педагогический коллектив и непосредственно тех, для кого она существует, то будет развиваться соуправление учебно-воспитательным процессом и соответственно наблюдаться положительная динамика качества образования как результата деятельности соуправленческой системы. Это повысит удовлетворенность родителей как основных заказчиков образовательных услуг и поднимет престиж и статус образовательного учреждения в обществе.

Цель: создание модели общественно - активной школы, ориентированной на публичность и открытость системы образования за счёт включения родителей, учеников и других участников местного сообщества в процесс соуправления образовательным учреждением.

Задачи:

  • создать модель общественного управления школой, руководствуясь принципами распределения полномочий и отчетности (Приложение №1);

  • структурировать систему управления ОУ, обеспечить деятельность органов общественного управления школой на основе проектно-программным подходом (Приложение №2);

  • вовлечение местного сообщества в общественные отношения и организацию жизнедеятельности школьного коллектива, открытого обсуждения результатов деятельности всех органов соуправления школой;

  • организовать целенаправленное обучение, формирующее управленческие компетентности с младшего школьного возраста, формировать культуру межличностных отношений и совместной деятельности.

  • создать информационное пространство (форумы, страницы сайтов, электронный дневник) для участия в управлении посредством сети Интернет, предоставить право открыто обсуждать актуальные вопросы;

Сроки реализации проекта: 2011 - 2015гг

Основные этапы проекта:

  1. Экспериментальный (2011-2014 гг)

  2. Аналитический (2014-2015гг)

План работы по проекту

Экспериментальный (2011-2014 гг)

Цель: внедрение новой системы управления ОУ

Направление деятельности

Сроки

Ответственные

Результат

Критерии оценивания результата

1

Создание и апробация организационных моделей: школьного союза молодёжи, общешкольного родительского комитета, АМС, УС по средствам реализации плана работы.

2011-2012

Директор, организаторы, зам. воспит. раб.

Организационные модели органов соуправления

Процент участия субъектов образовательного процесса в управлении школой

2

Создание сетевого управления: совместные мероприятия, информационные пространства (форумы, страницы сайтов, электронный дневник)

2012-2013

Директор, организаторы, зам. воспитательной работе

Модель сетевого управления

Количество проведённых акций, мероприятий и решенных вопрос инициированных участниками соуправления, за год. Процент участия в IT пространстве.

3

Организация конкурсов управленцев: самый классный класс, лидер.

2013-2014

УС

Анализ выстроенной модели соуправления

Диагностика позитивного отношения к школе со стороны учащихся, родителей и общественности.

Процент участия субъектов образовательного процесса в управлении школой

Процент участия активных участников в мероприятиях, акциях и т.д.


Перспективный план реализации проекта на 2011-2012 уч.г

 

Реализация проекта 2011-2012 уч.г

Виды деятельности

Сроки

Ответственные

Результат

Критерии оценивания результата

1

Выборы в органы соуправления школы

Сентябрь 2011

Директор, зам. по ВР, организаторы

Кандидаты в органы соуправления: ШСМ "Мыслящий тростник", УС, ОРК

Списочныйсостав органов соуправления

2

Общешкольная практическая конференция

Октябрь 2011

Май 2012

Директор, зам. по ВР

Выработка единых представлений о модели управления школой, цели, задач на достижение результата

Наличие основной идеи построения моделей органов управления

3

Проведение диагностики

Октябрь 2011

Май 2012

СПС

Справка о состоянии владения управленческими компетентностями

Количество участников

4

Планирование деятельности каждого органа

Октябрь 2011

Лидеры органов соуправления

План-график

Наличие 3 планов

5

Разработка структуры управления внутри органов

Ноябрь 2011

Лидеры органов соуправления

Модели: ШСМ "Мыслящий тростник", УС, ОРК

Положения о каждом органе соуправления, наделение полномочиями всех участников

6

Семинары, тренинги, занятия

Ноябрь 2011 - май 2012

Директор, зам. по НМР и ВР, организаторы, СПС

Образовательная программа

Динамика прироста навыков и умений

7

Апробация модели

Ноябрь-май

Директор, зам. по ВР, организаторы

Реализация плана работы

Процент реализованных дел (70%)


Вид деятельности 1. Выборы

Цель: проведение выборов в органы соуправления

В рамках этого вида деятельности планируется организация и проведение выборов кандидатов в органы соуправления посредством открытого голосования на родительских, педагогических и классных собраниях. Осуществление проведения выборов в классных коллективах - задача классных руководителей, координировать и направлять эту работу будут директор школы (УС), зам. по ВР (ОРК), организаторы (ШСМ).

В результате проведения родительского собрания в каждом классе будет сформирован родительский комитет (3-4 человека), от которого один (два) кандидата войдут в ОРК. Результатом выборов, проведённых на педагогическом собрании, станет выдвижение двух кандидатов в УС. Во время собраний классных коллективов 1-11 класс будет сформирован первичный орган соуправления - актив класса (лидер, ответственные за спортивную и внеклассную работу), два представителя актива станут кандидатами в органы соуправления школы (I, II, III ступени), один - в совет Физкультуры и спорта.

Регламентировать все вопросы по организации и проведению выборов будет Положение о выборах в органы соуправления, или Устав МКОУ "БорСШ".

Вид деятельности 2. Общешкольная практическая конференция

В рамках этого вида деятельности планируется проведение двух общешкольных практических конференций. Цель проведения первой - выработка единых представлений о модели управления школой, включающее в себя определение направления деятельности, цели, задач и критериев достижения результата каждым органом соуправления (УС, ОРК, ШСМ). Для работы на этой конференции приглашаются представители совета старшеклассников, ОРК, УС. Результатом конференции станет выработанная на общем обсуждении идея по организации работы каждого органа соуправления: модель (структура, функции, цель, критерии оценивания результата работы), циклограмма деятельности.

Цель проведения второй общешкольной конференции в том же составе - оценить работу каждого органа соуправления, внести корректировки в организацию их работы на следующий год. Во время этой конференции каждый орган отчитается в проделанной работе за год, даст и обоснует свою оценку результата деятельности и вклада в реализацию общей цели. В процессе общего обсуждения будут выработаны представления о том, как и при каких условиях, будут функционировать орган соуправления на следующем этапе своего развития.

Вид деятельности 3. Проведение диагностики

Цель этого вида деятельности проведение диагностики, направленной на определение состояния владения участниками соуправления управленческими компетентностями: работа с документацией, умение работать и сотрудничать в группе, договариваться, планировать и нести ответственность и пр. Этот вид деятельности необходим для выстраивания обучающей работы, решающей задачу формирования необходимых навыков и умений, а так же на сплочение созданных управленческих коллективов. На основе полученных данных при использовании методик на выявление уровня владения компетентностями (указанных в проекте), можно будет составить план проведения обучающих семинаров, занятий, тренингов, а так же по окончании учебного года проследить результативность обучения.

Вид деятельности 4. Планирование деятельности каждого органа

Цель: составить план-график работы. Эта цель будет достигнута в процессе внутренней работы каждого органа, на основе идеи, выработанной на общей конференции. Результатом станет план-график работы этого органа соуправления.

Вид деятельности 5. Разработка структуры управления внутри органов

Для решения поставленной задачи, в этом виде деятельности, необходимо во время внутригрупповых заседаний продумать и доработать структуру функционирования органа соуправления, принятую за основу во время общешкольной конференции, при этом чётко распределить обязанности и ответственность между всеми участниками. Итогом этой работы станет готовая модель для каждого органа соуправления с прописанными для каждого его члена функциональными обязанностями, циклограммой, критериями оценивания проделанной работы.

Вид деятельности 6. Семинары, тренинги, занятия

В основе этого вида деятельности лежит обучение всех участников соуправления, направленное на формирование управленческих навыков и умений. Проводить занятия будут кураторы работы органов соуправления: директор, зам. по НМР и ВР, организаторы. Результатом станет реализация образовательной программы, план мероприятий которой будет составлен исходя из образовательных дефицитов, выявленных во время диагностики (вид деятельности 3). Мы предполагаем, что в течение месяца в каждом органе соуправления будет проведено от 1 до 3 занятий. В процессе этого вида деятельности участники будут постигать и основы проектирования.

Вид деятельности 7. Апробация модели соуправления

Задача этого вида деятельности апробировать созданную модель соуправления посредством реализации общего плана. Разработанную модель можно считать успешной при реализации общего плана работы на 70%. Особенностью этого вида деятельности мы выделяем факт апробации не только общей модели соуправления, но и моделей каждого органа в отдельности. Итогом станет подготовленный каждым органом отчет о работе по плану, с последующим анализом деятельности и выводами, направленными на внесение корректировок.

Перспективный план реализации проекта на последующие годы будет разработан в соответствии с деятельностью по проекту и полученными результатами года прошедшего.

Цикличность деятельности органов соуправления (для каждого года) представлена в схеме.

 

Схема функционирования органов общественного управления

 

Этап

Срок

  1. Выборы

Сентябрь

  1. Конференция отчётная по работе школы, обсуждение проблем и путей их решения

Сентябрь

  1. Составление плана работы, циклограммы, распределения полномочий среди членов органа соуправления (организационную модель).

1-15

Октябрь

  1. Согласовать планы работы органов управления на заседании УС

15 - 30

Октябрь

  1. Реализация плана работы

Октябрь - Август

  1. Информирование о работе органа, через сайт

Январь, апрель

  1. Анализ работы за год

Май

Аналитический (2014-2015гг)

Цель: проведение анализа экспериментального этапа и корректировка модели соуправления школы

Деятельность

Сроки

Ответственные

Результат

Критерии оценивания результата

1

Внесение изменений и апробирования модели соуправления школой в рамках внедрения ФГОС ОО

2014-2015

Директор, зам. по УВР, зам. по ВР

Коррекция модели соуправления школой

Процент участия субъектов образовательного процесса в управлении школой (20%)



Критерии реализации проекта

 

Критерий

Индикатор

Методика

Результат

Позитивное отношение к школе со стороны учащихся, родителей и общественности

Процент родителей, педагогов, учащихся удовлетворенных работой школы

Анкетирования1


75%

Участие школьников, родителей и общественности в государственно- общественном управлении школой

Процент участия субъектов образовательного процесса в управлении школой

Методики статистического анализа

15%

Количество проведённых акций, мероприятий и решенных вопрос инициированных участниками соуправления, за год.

Анализ отчета о проделанной работе органа самоуправления

3 - 5

Участие школьников, родителей и общественности в жизни школы Процент участия активных участников в мероприятиях, акциях и т.д. Методики статистического анализа, участие в конкурсах

25%


Возможные риски:

  • сложившийся стереотип: в управлении ничего изменить нельзя;

  • некомпетентность в методах и формах управления (особенно у школьников);

  • перегруженность педагогов, при которой нет желания что либо делать на энтузиазме.

Мероприятия проекта учитывают возможные риски и нацелены на их преодоление. Так, посредством участия общественности в общешкольных конференциях и принятии единых решений будет преодолён сложившийся стереотип, некомпетентность в методах и формах управления будут разрешать обучающие семинары и занятия, а нежелание работать на энтузиазме - стимулирующими доплатами.

Проект не является статичным, по результатам эксперимента, в процессе аналитического этапа будут внесены корректировки в модель управления школой и проект будет реализован снова.


Приложение №1

Принципы школьного соуправления

Принципом равноправия

Все участники школьного соуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации;

Принципом выборности

В соответствии с ним органы соуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов;

Принципом обновляемости и преемственности

Этот принцип требует периодического обновления состава органов соуправления и их руководителей, определенного в нормативных школьных документах. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа соуправления;

Принцип открытости и гласности

Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива (ассоциации) и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации;

Принципом демократии

Предполагается вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников образовательного процесса, при этом формы прямой демократии должны иметь приоритетное значение перед формами представительной демократии;

Принцип законности

Необходимость неукоснительного следования органов соуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу школы и ее локальным нормативным документам;

Принцип целесообразности

Деятельность органа соуправления должна быть направлена на реализацию потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов;

Принцип представительства

Первичные коллективы должны иметь своих представителей в избираемых ими органах соуправления;

Принцип гуманности

Органы соуправления должны действовать на основе нравственных ценностей народов России, меры ответственности должны и наказания быть строгими, но гуманными, не унижать достоинство взрослого или ребенка;

Принцип коллегиальности и персональности

Коллегиальное принятие управленческих решений и обеспечение персональной ответственности за выполнение каждого решения;

Принцип совета и согласия

Перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа соуправления;

Принцип свободы и самодеятельности

Означает возможность каждого субъекта соуправления свободно выбирать методы и формы реализации принятого решения, проявляя активность, творчество, самостоятельность и самодеятельность;

Принцип критики и самокритики

Свобода высказывания замечаний, не допуская при этом унижения достоинства окружающих людей;

Принцип распределения полномочий

Четкое распределение властных полномочий и ответственности между всеми органами школьного соуправления;

Принцип отчетности

Все избранные органы соуправления и их члены регулярно (не реже одного раза в полугодие) отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и ее результатах.

Наряду с названными принципами могут действовать и местные принципы соуправления, избранные конкретной школой.


Приложение №2

1 Комплексная методика изучения удовлетворенности родителей образовательным учреждением (разработана А.А. Андреевым)

Методика изучения удовлетворенности педагогов образовательным учреждением (разработана Е.Н. Степановым)

Анкета для учащихся 9-11-х классов (М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина)


Назад