Муниципальное казенное образовательное учреждение
"Борская средняя школа"

п.Бор Туруханского района, Красноярского края

Назад

Проект

"Школа - территория здоровья"

Введение

Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно за период обучения в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей деятельности по здоровьесбережению стала школа, где приоритетом является забота о сохранении здоровья школьников, формирование понятия ценности здоровья и создание организационно-педагогических условий здоровьесбережения.

При определении целей деятельности по здоровьесбережению мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.

В результате анализа общешкольной карты здоровья выделены ведущие формы патологий. К ним относятся заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, органов зрения, центральной нервной системы. Причём количество учащихся с патологией увеличивается. Так, за последние 5 лет число детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы увеличилось на 2,3%, органов дыхания - на 2,8%, органов пищеварения - на 4,1%, органов зрения - 4,9%, ЦНС - 5,6%, опорно-двигательного аппарата - 7,3%. Наличие патологий является одной из причин сниженной работоспособности и повышенной утомляемости учащихся. Поэтому при организации учебно-воспитательной работы необходимо учитывать нарушения, имеющиеся в состоянии здоровья учащихся.

Актуальность проекта

В рейтинге жизненных ценностей молодежи здоровье занимает лишь 4 место, вслед за значимостью семьи, дружбы и общения, финансового благополучия. Последствия такого невнимания, а подчас и наплевательского отношения к собственному организму сказываются уже в более зрелом возрасте. Низкая мотивация школьников к ведению здорового образа жизни, отсутствие понятия ценности здоровья, снижает эффективность здоровьесберегающей среды школы, чем и обусловлена актуальность проекта "Школа - территория здоровья".

Чем раньше у подростка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. Большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных знаний молодой человек совершает множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми.

Проект "Школа - территория здоровья" предлагает решить проблему низкого уровня побуждений школьников к ведению здорового образа жизни, посредством повышения компетенций в области здоровьесбережения учителей и родителей, и преобразованием имеющихся здоровьесберегающих условий ОУ с учетом потребностей учащихся.

Гипотеза

Совершенствование форм и методов здоровьесберегающих педагогических технологий, а так же создание благоприятных условий обучения и воспитания школьников, направленных на охрану здоровья обучающихся, позволит повысить мотивацию школьников к ведению здорового образа жизни, и сделает возможным повышение эффективности здоровьесберегающей среды школы.

Цель проекта - формирование в сознании учащихся позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью, как к важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание в молодом поколении стремления к ведению здорового образа жизни.

Задачи проекта:

  • обеспечить здоровьесберегающие условия осуществления образовательного процесса (соблюдение требований СанПиНов);

  • освоить и внедрить здоровьесберегающие образовательные технологии обучения и воспитания;

  • разработать и внедрить технологии психологического и социального сопровождения обучения детей в школе;

  • организовать систему кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся;

  • привлечь внимание родителей к проблеме сохранения здоровья детей в процессе обучения их в школе и дома.

Сроки и этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный (1 год):

  • анализ уровня заболеваемости учащихся и фактического уровня сформированности отношения к вредным привычкам;

  • изучение форм и методов здоровьесберегающих образовательных технологий обучения и воспитания школьников;

  • разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий по формированию здорового образа жизни учащихся.

2 этап - апробационный (2 года):

  • внедрение форм и методов здоровьесберегающих образовательных технологий обучения и воспитания;

  • систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде здорового образа жизни.

3 этап -  контрольно-обобщающий (1год):

  • сбор и анализ результатов;

  • коррекция дальнейшей деятельности.

Основные направления деятельности программы

  • Просветительское  

  • Психолого-педагогическое

  • Физкультурно-спортивное

  • Диагностическое 

Каждому участнику образовательного процесса необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков. Для этого нами создана прогнозируемая модель личности ученика:

  • физически, нравственно, духовно здоровая личность;

  • образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума;

  • осознающая необходимость в здоровом образе жизни как условии благополучного существования человека;

  • способная к организации своей жизнедеятельности;

  • проявляющая стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности;

  • имеющая устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями;

  • умеющая осуществлять самоконтроль, личностное саморазвитие;

  • творчески продуктивная.

Ожидаемые конечные результаты

  • Соответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям;

  • соответствие гигиенического нормирования учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;

  • повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников;

  • поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей (% участников, спортивных мероприятий, лекториев, круглых столов);

  • рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников (% участников соревнований различного уровня);

  • снижение пропусков учебных занятий по болезни;

  • увеличение количества учащихся, вовлеченных в занятия кружков, спортивных секций, направленных на формирование здорового образа жизни (% вовлеченных в спорт).

На этапе реализации сотрудники школы имеют возможность корректирования деятельности по здоровьесбережению с целью повышения меры ее соответствия основным установкам, назначенным функциям и нормативам, которые определены на предыдущих этапах: целеполагания и проектирования.

Заключительный этап проекта связан с анализом и оцениванием результатов достижения целей. Речь идет об анализе деятельности школы по осуществлению на практике мероприятий, направленных на создание организационно-педагогических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения.

Индикаторы и показатели

  • Положительная динамика уровня учебных достижений школьников;

  • уровень состояния здоровья обучающихся;

  • уровень физической подготовленности обучающихся;

  • уровень обученности в области навыков здорового образа жизни;

  • повышение квалификации педагогов, обеспечивающих работу школы по вопросам сохранения здоровья обучающихся.

Участники проекта: учащиеся, педагоги МКОУ "БорСШ", родители, социальные партнеры (Борская участковая больница, ДДТ "Островок")



План реализации проекта

 


Содержание деятельности

Результат

Сроки

Ответственные

Критерии

1.

Создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование знаний и навыков по ЗОЖ

Акт о соответствии санитарным требованиям;

рациональное расписание

2011-2012

Директор школы, зам. директора по АХЧ,

зам. директора по УР

Соответствие

требованиям СанПиНов

2.

Анализ уровня заболеваемости и фактического уровня сформированности отношения к вредным привычкам

Справка о состоянии здоровья учащихся (выявление детей групп риска);

результаты анкетирования (отношение к вредным привычкам)

2011-2012

Зам. директора по УР,

зам. директора

по ВР

Уровень состояния здоровья обучающихся (% группы риска);

% учащихся , имеющих вредные привычки

3.

Изучение и внедрение ЗОТ, форм и методов в организации учебной деятельности

Проект "Здоровьесберегающие образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе"

2012-2013

Зам. директора по УР, зам. директора по НР,

Руководители МО

Повышение квалификации педагогов;

положительная динамика уровня учебных достижений школьников

4.

Совершенствование деятельности психолого-педагогической службы школы для своевременной профилактики психолого-педагогического состояния учащихся

Проект "Психологическое здоровье школьника"

2011-2012

Психолог,

соц. педагог, классные руководители

Снижение % учащихся, состоящих на учете в ИДН;

снижение % нарушений общественных норм правопорядка

5.

Организация коррекционно-развивающей деятельности школьников с ОВЗ

Учебные программы и индивидуальные учебные планы коррекционно-развивающего обучения

2011-2014

Зам. директора по УР

Охват 100% учащихся (доступное образование)

6.

Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся

Проект "Отечеству верные сыны", "Туристическими тропами", "Вместе мы победим"; акция "Мы выбираем спорт", Красная ленточка", "Мы - против наркотиков", "Борьба с курением"

2011-2014

Зам. директора по ВР,

педагоги-организаторы,

классные руководители

Уровень физической подготовленности обучающихся;

уровень облученности в области навыков здорового образа жизни

7.

Организация информационно-просветительской работы

Тематика информационного бюллетеня; тематика родительского лектория, классных часов; программа курса валеологической направленности; проект "Дни открытых дверей"

2011-2014

МГ "ЗОЖ", зам. директора по ВР

Уровень облученности в области навыков здорового образа жизни;

% родителей, вовлеченных в совместную деятельность по формированию ЗОЖ у детей

8.

Сбор и анализ результатов, коррекция дальнейшей деятельности

Справка о состоянии здоровья учащихся;

справка о количестве учащихся, вовлеченных в занятие спортом;

справка о количестве учащихся, совершивших правонарушения за истекший период


2013-2014

Зам. директора по ВР, зам. директора по УР, социальный педагог,

психолог

Увеличение доли учащихся, занимающихся в спортивных секциях, участвующих в спортивных мероприятиях;

стабилизация уровня здоровья школьников;

снижение доли учащихся, подверженных вредным привычкам


Возможные риски реализации проекта:

1. Увеличение процента заболеваемости детей за счет сезонных заболеваний гриппом.

Решение: профилактическая работа, вакцинация, выполнение санитарно-гигиенических правил, связанных со вспышками гриппа (проветривание, тепловой режим и т.д.), предусмотрение средств в бюджете школы на С-витаминизацию и ее проведение.


Назад