Муниципальное
казенное образовательное учреждение |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проект "Школа - территория здоровья" Введение Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно за период обучения в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей деятельности по здоровьесбережению стала школа, где приоритетом является забота о сохранении здоровья школьников, формирование понятия ценности здоровья и создание организационно-педагогических условий здоровьесбережения. При определении целей деятельности по здоровьесбережению мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения. В результате анализа общешкольной карты здоровья выделены ведущие формы патологий. К ним относятся заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, органов зрения, центральной нервной системы. Причём количество учащихся с патологией увеличивается. Так, за последние 5 лет число детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы увеличилось на 2,3%, органов дыхания - на 2,8%, органов пищеварения - на 4,1%, органов зрения - 4,9%, ЦНС - 5,6%, опорно-двигательного аппарата - 7,3%. Наличие патологий является одной из причин сниженной работоспособности и повышенной утомляемости учащихся. Поэтому при организации учебно-воспитательной работы необходимо учитывать нарушения, имеющиеся в состоянии здоровья учащихся. Актуальность проекта В рейтинге жизненных ценностей молодежи здоровье занимает лишь 4 место, вслед за значимостью семьи, дружбы и общения, финансового благополучия. Последствия такого невнимания, а подчас и наплевательского отношения к собственному организму сказываются уже в более зрелом возрасте. Низкая мотивация школьников к ведению здорового образа жизни, отсутствие понятия ценности здоровья, снижает эффективность здоровьесберегающей среды школы, чем и обусловлена актуальность проекта "Школа - территория здоровья". Чем раньше у подростка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. Большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных знаний молодой человек совершает множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми. Проект "Школа - территория здоровья" предлагает решить проблему низкого уровня побуждений школьников к ведению здорового образа жизни, посредством повышения компетенций в области здоровьесбережения учителей и родителей, и преобразованием имеющихся здоровьесберегающих условий ОУ с учетом потребностей учащихся. Гипотеза Совершенствование форм и методов здоровьесберегающих педагогических технологий, а так же создание благоприятных условий обучения и воспитания школьников, направленных на охрану здоровья обучающихся, позволит повысить мотивацию школьников к ведению здорового образа жизни, и сделает возможным повышение эффективности здоровьесберегающей среды школы. Цель проекта - формирование в сознании учащихся позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью, как к важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание в молодом поколении стремления к ведению здорового образа жизни. Задачи проекта:
Сроки и этапы реализации проекта 1 этап - подготовительный (1 год):
2 этап - апробационный (2 года):
3 этап - контрольно-обобщающий (1год):
Основные направления деятельности программы
Каждому участнику образовательного процесса необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков. Для этого нами создана прогнозируемая модель личности ученика:
Ожидаемые конечные результаты
На этапе реализации сотрудники школы имеют возможность корректирования деятельности по здоровьесбережению с целью повышения меры ее соответствия основным установкам, назначенным функциям и нормативам, которые определены на предыдущих этапах: целеполагания и проектирования. Заключительный этап проекта связан с анализом и оцениванием результатов достижения целей. Речь идет об анализе деятельности школы по осуществлению на практике мероприятий, направленных на создание организационно-педагогических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения. Индикаторы и показатели
Участники проекта: учащиеся, педагоги МКОУ "БорСШ", родители, социальные партнеры (Борская участковая больница, ДДТ "Островок")
Возможные риски реализации проекта: 1. Увеличение процента заболеваемости детей за счет сезонных заболеваний гриппом. Решение: профилактическая работа, вакцинация, выполнение санитарно-гигиенических правил, связанных со вспышками гриппа (проветривание, тепловой режим и т.д.), предусмотрение средств в бюджете школы на С-витаминизацию и ее проведение. |