Назад
Проект "Сопровождение и
поддержка детской одаренности"
Участники проекта: педагогическое сообщество, учащиеся, социальные
партнёры: МКОУ ДОО ДДТ "Островок",
ДЮСШ "Юность",
МКОУ ДОД "Туруханская детская музыкальная школа", библиотека, СДК
Актуальность проекта: Среди самых
интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает
одно из ведущих мест. Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными
детьми, необходимо определиться, о чем, собственно, мы будем вести речь.
Под одаренностью - мы понимаем системное,
развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет
возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или
нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который
выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или
имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде
деятельности:
- имеют более высокие по сравнению с
большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению,
творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную познавательную
потребность;
- испытывают радость от добывания знаний,
умственного труда.
Проблема одаренности в настоящее время
становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с
потребностью общества в неординарной творческой личности.
Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую
активность человека, но и его умения, способности нестандартного
поведения. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким
интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.
Сегодня проблему работы с одарёнными детьми
не может обойти вниманием ни одно образовательное учреждение. И всё-
таки, как вырастить одарённого ребёнка в условиях массовой школы? Какой
должен быть учитель у одарённого ребёнка? Как организовать работу школы
по развитию способностей учащихся, чтобы удовлетворить ожидания
родителей?
Раннее выявление, обучение и воспитание
одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем
совершенствования образования в нашей школе.
В связи с этим, процесс воспитания
одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой
пересекаются интересы разных научных дисциплин.
Гипотеза: Проектный
подход к организации работы с одаренными детьми позволит создать
оптимально комфортную среду
для обучения и развития творческой личности.
Основные цели и задачи
Цель:
Выявление одарённых детей и создание условий
для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент может
быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых
есть серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей.
Задачи:
-
Создание базы данных "Одаренные дети",
обеспечение полноты и достаточности информации о каждом одаренном
ребенке, а также ее открытости и доступности.
-
Организация системы мероприятий
состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во
внеурочной деятельности на разных уровнях: школьном, районном,
региональном, федеральном.
-
Развитие спектра образовательных услуг,
удовлетворяющих потребности, интересы детей.
-
Разработка рейтинговой системы
оценивания внеучебных достижений учащихся.
-
Научное, методическое и информационное
сопровождение процесса развития одаренных детей.
Этапы и сроки реализации проекта
Ι этап 2010-2011годы - подготовительный
этап, включающий диагностическую, прогностическую и организационную
деятельность.
ΙΙ этап 2012-2013 годы - основной
практический этап, включающий реализацию, систематизацию, анализ
результатов повседневной работы.
ΙΙΙ этап 2014 - 2016 годы - заключительный
этап, представляющий обобщение результатов работы, прогнозирование и
конструирование дальнейших путей развития.
Направления
реализации программы
1. Выявление
одаренных детей
-
Проведение диагностики на школьном
уровне.
-
Создание и ежегодная актуализация
школьного банка данных об одаренных детях.
-
Разработка системы "портфолио",
учитывающей достижения учащихся в различных сферах учебной
деятельности и дополнительного образования.
2. Образование
и развитие способностей одаренных детей
-
Разработка и введение в школе учебных
программ и планов для углубленного· изучения отдельных предметов,
для предпрофильных и профильных классов, индивидуальных учебных
планов для одаренных учащихся, разноуровневых дидактических
материалов.
-
Внедрение и совершенствование
личностно-ориентированной системы образования.
-
Внедрение активных методов
(исследовательского, проектного) обучения, индивидуальных форм
обучения одаренных детей.
-
Совершенствование работы с одаренными
детьми в кружках дополнительного образования.
3. Подготовка методической и информационной
базы для работы с одаренными
детьми.
4.Материально-техническое обеспечение
диагностической и учебно-развивающей работы с одаренными детьми.
-
Обеспечение педагогов различными
диагностическими и развивающими материалами, методиками и
аудио-видео материалами для работы с одаренны.lV1И детьми.
-
Выделение помещений для работы с
одаренными детьми, необходимой мебели, компьютерной и множительной
техники.
5. Подготовка кадров для работы с одаренными
детьми
-
Создание условий обучения педагогических
кадров для работы с одаренными детьми.
-
Проведение семинаров для учителей по
проблемам работы с одаренными детьми.
-
Участие учителей, работающих с
одаренными детьми, в различных мероприятиях с целью овладения новыми
педагогическими технологиями выявления и развития одаренности.
Ожидаемые результаты реализации Проекта
-
Увеличение числа детей с
интеллектуальной и творческой одарённостью.
-
Изменение шкалы социальных ценностей
молодежи нашей школы на увеличение значимости такой категории как
"знание".
-
Увеличение числа педагогов, владеющих
современными методиками работы с одаренными детьми.
-
Расширение диапазона мероприятий для
раскрытия творческих способностей учащихся.
-
Организация проектно-исследовательских
работ учащихся.
-
Повышение квалификации педагогов,
работающих с одаренными детьми.
-
Выявление проблем по различным аспектам
работы с одаренными детьми.
Индикаторы и показатели
-
Формирование информационных банков
данных о талантливых и одаренных детях, данных по учителям,
работающим с одаренными детьми, психологических методик,
направленных на выявление одаренности.
-
Повышение уровня индивидуальных
достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть
способности.
-
Повышение уровня владения детьми
общепредметными и социальными компетенциями.
-
Увеличение количества одаренных детей,
занявших призовые места на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
турнирах и иных конкурсных мероприятиях.
-
Увеличение числа детей удовлетворенных
своей деятельностью.
План реализации проекта
№ п/п |
Содержание
деятельности |
Результат |
Сроки |
Ответственные |
Критерии |
|
Выявление
одаренных детей |
Банк данных
Пакет диагностических методик |
2011 |
Зам. директора
по УВП, психолог |
Вероятность ,
точность определения |
|
Развитие спектра школьных
образовательных услуг
|
Реализация в
профильном обучении приоритетного физико - матем. и ест. -
научного направлений |
Ежегодно |
Директор школы,
зам. директора
по УВП, руководители МО |
Увеличение доли
школьников в данных профильных группах |
|
Внедрение
активных методов (исследовательского, проектного) обучения,
индивидуальных форм обучения одаренных детей. |
Дни проектов,
Модули
Исследовательские и интеллектуальные марафоны |
Ежегодно |
Зам. директора
по УВП, руководители МО |
Повышение
успеваемости, положительная тенденция
|
|
Организация и
проведение предметных олимпиад, конференций, творческих
конкурсов и т.д. |
Всероссийская олимпиада,
интеллектуальные
конкурсы |
Ежегодно |
Зам. директора
по УВП |
Победители и
призеры на различных уровнях |
|
Организация
научно - исследовательской деятельности учащихся в рамках:
научного общества учащихся |
Муниципальные,
региональные конкурсы, научно - практические конференции |
Ежегодно |
Руководители МО,
руководитель
школьного НОУ |
Увеличение доли
участия на различных уровнях |
|
Создание
постоянно - действующей системы переподготовки
психолого-педагогических кадров для работы с одаренными
детьми |
Школьные и
краевые семинары, курсы |
2013 - 2014 |
Педагоги школы |
|
|
Взаимодействие с
МОУ ДОТ ДДТ "Островок" по сопровождению одарённых детей |
Кружки по
интересам, объединения, секции
|
2011 - 2012 |
Директор школы,
директор ДДТ
"Островок" |
Удовлетворение
запросов и увеличение возможности выбора |
|
Совершенствованиесистемы
стимулирования учащихся
|
Разработка
Положения о рейтинговой системе оценивания внеучебных
достижений учащихся |
2012 |
Руководители МО,
руководитель
школьного НОУ,
директор ДДТ
"Островок" |
Увеличение доли
учащихся на премии, другие виды стимулирования |
Возможные риски реализации проекта
Решение:
-
организация обучающих семинаров,
внутришкольных курсов по работе с одарёнными детьми;
-
разработка и апробация новых
образовательных технологий для работы с одаренными детьми.
Назад
|