Муниципальное казенное образовательное учреждение
"Борская средняя школа"

п.Бор Туруханского района, Красноярского края

Назад

Проект

"Сессия самоопределения - основа профессионального

образования и развития педагога".

Введение

Переход к новой образовательной парадигме актуализирует вопросы, связанные с совершенствованием профессиональной компетентности педагога и определением условий и механизмов развития школьника в образовательных процессах как субъекта собственной деятельности.

Одна из задач современного школьного образования состоит в том, чтобы сформировать умения школьников ориентироваться в различных сферах человеческой деятельности, научить учиться и строить собственный образовательный маршрут.

Решение насущной проблемы современного школьного образования: "Как включить ученика в процессы самообразования и саморазвития?" - составляет сегодня центральную задачу инновационных преобразований.

Одна из важных проблем, которую сегодня приходится решать школе - это проблема, имеющая личностную основу, связанную с отсутствием педагогической мотивации на необходимость профессионального образования, трудностями педагогов ориентироваться в быстроменяющихся условиях образовательной политики, неумением ставить образовательные цели и вычленять педагогические дефициты. В связи с этим школе нужен механизм непрерывного педагогического образования по реализации собственных профессиональных задач, который позволит выстроить процесс профессионального становления педагогов и даст возможность отслеживать достижения каждого.

Проект "Сессия самоопределения - основа профессионального образования и развития каждого педагога" является одним из центральных в программе развития школы. Проблема "чему и как учить" состоит не столько в определении нового типа содержания и модели учебного процесса, ориентированного на развитие новых педагогических концепций, сколько на кардинальное переосмысление в рамках новой проблемной области условий и механизмов профессионального саморазвития, самообразования и самосовершенствования учителя.

Умение учителя учиться, одновременно обучая и воспитывая своих учеников, позволяет ему стать педагогом - профессионалом, способным самостоятельно обнаруживать проблемы, решать их в широком социокультурном контексте, проектировать ситуации развития и воспитания в процессе преподавания предмета в школе.

Аналитическая записка

Проект программы повышения квалификации педагогов "Сессия самоопределения - основа профессионального образования и развития каждого педагога" это механизм управления качественного и структурного изменения работы в области повышения квалификации, способствующий формированию новых профессиональных компетентностей педагогов школы.

Актуальность данного проекта заключается в создании педагогических условий для разработки собственной индивидуальной образовательной программы деятельности педагогов по повышению квалификации, которая предусматривает реализацию образовательных задач педагогов на основе сетевого взаимодействия.

Гипотеза

Сетевое взаимодействие внутри мобильных групп, а также во взаимодействии групп друг с другом позволит педагогам образовываться за счет компетенций другого, в результате чего произойдет формирование принципиально новой культуры педагогического труда, подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой профессиональной компетентностью.

Реализация данного проекта посредством совместной проектной деятельности педагогов и сетевого взаимодействия позволит выстроить собственный путь профессионализации, восполнив индивидуальные образовательные дефициты каждого педагога, реализовать образовательные задачи, что напрямую отразится на результатах независимой оценки качества образования выпускников и личных профессиональных достижениях педагогов школы.

Объектом совместной деятельности педагогов является ситуация профессионального развития, в которой способы действий должны быть выстроены самим педагогом, оказавшимся перед проблемой выбора. Предметом взаимодействия становится уровень повышения собственной компетентности участников образовательного процесса и способность к выходу за ее пределы для поиска общих способов действия в новых ситуациях.

Цель проекта: Создание условий для становления педагога - профессионала, способного к проектированию ситуаций развития собственными педагогическими средствами.

Задачи проекта:

  • обновление методической работы в школе в аспекте ее ориентации на позиционное и методологическое самоопределение педагога;

  • создание проектной команды и развитие инновационно-ориентированного коллектива;

  • разработка индивидуальных образовательных программ педагогов - участников мобильной группы (МГ);

  • разработка новых форм стимулирования проектной и исследовательской деятельности педагогов;

  • создание модели инновационного опыта учителя.

Предполагаемый результат

  1. Развитие способности педагогов осуществлять анализ ситуации; мировоззренческое становление и повышение их профессиональной позиции.

  2. Реализация системы научно-методического сопровождения деятельности педагогов с целью профессионального образования и развития.

  3. Разработка и реализация проектов, подпроектов программы развития школы.

  4. Использование проектных продуктов молодыми педагогами школы для повышения эффективности и качества своей профессиональной деятельности.

  5. Профессиональная готовность педагогов к прохождению процедуры аттестации в соответствии с региональным уровнем требований к квалификационным категориям.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап.

  1. Выявление образовательных проблем.

  2. Самоопределение в мобильные группы.

2. Этап реализации.

  1. Составление плана работы мобильной группы на год, в который включается освоение теоретических основ, проектирование деятельности по профессионализации каждого.

  2. Создание педагогами собственных индивидуальных образовательных программ.

  3. Практическое овладение инновационными технологиями.

  4. Проведение постоянно-действующих семинаров-практикумов, мастер-классов, мастерских, социально-психологических тренингов с целью профессионального развития.

3. Презентация результата деятельности.

  1. Проектирование каждым педагогом и демонстрация его собственных профессиональных достижений по реализации индивидуальной образовательной программы.

  2. Представление продукта деятельности мобильной группы для реализации плана методической работы школы.

  3. Распространение педагогического мастерства на районной научно-практической конференции педагогов.

4.Аналитический этап или рефлексивное оформление результатов инновационных преобразований.

  1. Осуществление педагогической рефлексии.

Каждый педагог предъявляет собственные образовательные достижения, которым может научить другого педагога; анализирует проделанную работу - за счёт чего достигнуты поставленные задачи, реализована цель.

  1. Выявление новой проблемы.

  2. Постановка образовательной задачи на новый учебный год.

Индикаторы и показатели

Динамика повышение квалификации педагогов, уровня профессиональных достижений:

  • использование инновационных технологий;

  • повышение результатов обучения учащихся;

  • участие педагогов и победа в профессиональных конкурсах разного уровня;

  • участие учащихся и победа в предметных конкурсах, олимпиадах, НОУ;

  • прохождение курсов повышения квалификации, дистанционного обучения;

  • работа в профессиональных сообществах.

Возможные риски реализации проекта:

  1. Отсутствие личной и профессиональной заинтересованности в повышении квалификации.

Решение: Моральное мотивирование и финансовое стимулирование педагогов на необходимость профессионального образования и развития.

  1. Профессиональное выгорание.

Психологическая помощь и поддержка педагогов, тренинги личностного роста.

Участники проекта: педагогический коллектив МКОУ "БорСОШ", педагоги дополнительного образования ДДТ "Островок".

 

Перспективный план деятельности по реализации проекта

 

№ п/п

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

Сроки

Ответственные

Анкетирование, тестирование, собеседование

Выявление проблем реальной образовательной практики педагогов.

Сентябрь

Зам директора по НМС

Сессия самоопределения.

I этап - проблематизация.

Самоопределение педагогов в мобильные группы (МГ)

Сентябрь

Зам директора по НМС

Заседание руководителей МГ.

Планирование сетевого взаимодействия МГ

Сентябрь

Зам директора по НМС

I заседание МГ

Составление плана работы МГ.

Октябрь

Руководители МГ

Разработка собственных образовательных маршрутов педагогов, ориентированных на наращивание их профессиональной компетентности.

Создание ИОП


Октябрь

Педагоги

Обучение на дистанционных курсах, в заочных школ, профессиональных сообществах

Получение удостоверения, сертификата

В течение учебного года

Педагоги

Работа МГ Реализация педагогических проектов в соответствии с ИОП.

Октябрь - апрель

Руководитель МГ

Сетевое взаимодействие МГ Мероприятия по реализации плана работы школы через методические объединения.

Ноябрь - март

Руководитель МГ

Районная конференция педагогических работников.

Реализация образовательных задач.

Март

Заместитель директора по НМС

Разработка инновационных проектов и организация их реализации в ОУ. Образовательный проект

Апрель

Зам директора по НМР

Сессия самоопределения.

II этап.

Презентация достижений МГ. Определение образовательных задач на новый учебный год.

Апрель

Заместитель директора по НМС

Рефлексия педагогов. Индивидуальные и групповые собеседования.

Оформление результатов инновационных достижений. Анализ профессиональных достижений каждого.

Апрель

Директор, заместитель директора по НМС

Завершение работы по проекту, проведение социологических опросов и мониторинга.

Анализ соответствия итогов работы предполагаемым результатам.

Май

Заместитель директора по НМС

Проектирование новой сессии самоопределения, новых средств и предмета деятельности.

Моделирование нового проекта "Сессия самоопределения" и комплекса подпроектов с целью дальнейшего развития проф. и управленческого потенциала; проблематизация потенциального ресурса в актуальный.

Май

АМС

 

Назад